Правда Горькая
Огромное количество учебников по стихосложению, казалось бы, исключает необходимость в написании еще одного. Но… Стихи молодых поэтов продолжают «радовать» своей первозданной непосвященностью с законы стихосложения. Вот и я решила написать по возможности совсем короткий учебник. Даже не учебник, а несколько советов касательно формы стиха. Претензии к содержанию молодые авторы воспринимают особенно болезненно, а вот к претензиям к форме иногда прислушиваются. А правила очень простые. Когда человек первый раз садится играть в шахматы, ему говорят: пешки ходят так, конь – так… Все понятно?...» - «Понятно» – «Играем!». Уже после, если будет на то желание, молодой игрок узнает, что есть определенные проверенные миллионом партий дебюты – он, конечно, будет противиться – и придумывать свои оригинальные – но любой мастер докажет ему в три хода – что здесь уже все придумано, и все что нужно - это следовать теории. За любое отклонение от которой молодой шахматист будет наказан быстрым проигрышем. Ситуация в стихосложении подобная. Чем меньше знает молодой поэт, тем больше он стремится к открытию новых законов. Это понятно с психологической точки зрения – свое незнание, свои ошибки куда выгодней преподносить как сознательное новшество, новаторство.
Попробуем воспитать юного шахматиста, точнее, человека умеющего правильно писать стихи – я сознательно избегаю называть его поэтом – ведь знание элементарных правил ходов не делает из любителя гроссмейстера-поэта. Итак, первые шаги.
Шаг первый. Метр. Это то, что часто называют ритмом – но ритм и метр вещи несколько разные. Ритмом обладают очень многие процессы – сердцебиение, работа автомобильного мотора, времена года и смена фаз луны. Все эти процессы повторяются по определенным правилам, а именно повторяемость, чередование определенных элементов и называется ритмом. В работе сердца повторяются одни элементы, в смене времен года – другие. Ритмом обладает и прозаическая речь. В основе поэтического языка лежит чередование ударных и неударных гласных. В русском стихосложении всего пять вариантов таких комбинаций, они и называются стихотворным размером или метром. Два размера двусложные – состоящие из двух слогов, три размера трехсложные – соответственно, состоящие из трех слогов. Двусложные размеры: ямб и хорей. Хорей – это когда первый слог ударный (можно проиллюстрировать как /-, где / ударная гласная, а - безударная), а второй нет, ямб – наоборот -/. В трехсложных размерах такие комбинации: дактиль (/--), амфибрахий (-/-), анапест (--/). Эти маленькие фрагменты называются стопой, из них и состоит стих, по их количеству стих называется одностопным, двустопным, трехстопныи и т.д. Количество стоп может быть произвольным, но если начали писать стих пятистопным ямбом, то рекомендуется, и продолжать в том же темпе.
Варианты хорея: /-, /-/-, /-/-/-, /-/-/-/- и т.д.
бУря мглОю нЕбо крОет /- /- /- /- четырехстопный хорей.
Ямб: -/, -/-/, -/-/-/, -/-/-/-/ и т.д.
открЫлась бЕздна звЕзд полнА -/- /- /-/ четырехстопный ямб.
В двусложных размерах возможны пропуски ударений – называется пиррихием. Например, строки трехстопного хорея могут иметь вид: /-/-/-, --/-/-, /---/-
трехстопный ямб: -/-/-/, ---/-/, -/---/. Это не считается ошибкой и придает двусложным размерам большее разнообразие звучания.
Дактиль: /--, /--/--, /--/--/--, /--/--/--/-- и т.д.
тУчки небЕсные вЕчные стрАнники /--/--/--/-- четырехстопный дактиль.
Амфибрахий: -/-, -/--/-, -/--/--/-, -/--/--/--/- и т.д.
вечЕрнее зИмнее сОлнце -/--/--/- трехстопный амфибрахий.
Анапест: --/, --/--/, --/--/--/, --/--/--/--/ и т.д.
несказАнное лУнное сИнее --/--/--/-- трехстопный анапест.
В трехсложных размерах не допускается пропуск ударения.
Если Вы освоили эти правила, считайте, что первый шаг уже можете делать. Даже больше – можете сделать несколько шагов и подойти к концу первой строки.
Шаг второй. Конец строки особое место – здесь располагается рифма, но о ней мы поговорим позже, пока нам важно выяснить, какие варианты возможны в конце стиха. А их тоже немного – всего лишь три. Рифма мужская – ударение на последнем слоге – мужИк (это слово просто для запоминания), рифма женская: бАба, и рифма дактилическая (от размера дактиль /--), третья от конца ударная гласная – примем ее за средний род – сОлнышко. Таким образом в каждом стихотворном размере мы получаем три варианта завершения стиха – мужской, женской или дактилической рифмой. Выходит приблизительно следующее:
Хорей:
1. /-/мужИк – концовка -/
2. /-/-бАба - концовка /-
3. /-/-сОлнышко – концовка /--
В зависимости от количества стоп и вида рифмы в хорее может быть только определенное число гласных. В трехстопном: для мужской рифмы 3х2-1=5 гласных, для женской 3х2=6 гласных, для дактилической рифмы 3х2+1=7 гласных.
Ямб:
1. -/-/мужИк
2. -/-/-бАба
3. -/-/-сОлнышко
выходит иная математика. Берем для наглядности трехстопный ямб: Для муж. рифмы 3х2=6 гласных, для жен. 3х2+1=7 гласных, для дактил. 3Х2+2=8.
Дактиль
1. /--/-мужИк
2. /--/--бАба
3. /--/--сОлнышко
Чтоб не утомлять подсчетами, сразу сведу все формулы в таблицу, где х – это число стоп в стихе.
хорей ямб дактиль амфибрахий анапест
мужская Х*2-1 Х*2 Х*3-2 Х*3-1 Х*3
женская Х*2 Х*2+1 Х*3-1 Х*3 Х*3+1
дактилическая Х*2+1 Х*2+2 Х*3 Х*3+1 Х*3+2
Соответственно, в стихах в зависимости от размера, количества стоп и клаузулы (гласных после последнего ударения) может быть такое число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера (большее число стоп встречается редко):
хорей ямб дактиль амфибрахий анапест
мужская 1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10,12 1,4,7,10,13,16 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18
женская 2,4,6,8,10,12 3,5,7,9,11,13 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19
дактилическая 3,5,7,9,11,13 4,6,8,10,12,14 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19 5,8,11,14,17,20
Современное стихосложение называется силлабо-тоническим, оно завершило развитие двух систем стихосложения – силлабического и тонического. В силлабическом стихосложении в каждом стихе (стих – это не всегда «стихотворение», стих – это одна строка стихотворения) было определенное количество гласных – независимо от того, ударные они или нет. В тоническом важно было число именно ударных гласных. Силлабо-тоническое стихосложение объединило оба вида и в нем важно и число ударных, и общее число гласных.
Буря мглою небо кроет – 8 гласных (четырехстопный хорей, женская рифма = 4Х2)
Вихри снежные крутя, - 7 гласных (четырехстопный хорей, мужская рифма = 4Х2-1)
То как зверь она завоет, - 8 гласных (число гласных соответствует первой строке)
То заплачет, как дитя. - 7 гласных (число гласных соответствует второй строке)
Таким образом, подсчитывая гласные в стихах, мы можем проверить верно ли они написаны. Этот способ не дает стопроцентного результата, но может помочь начинающему обнаружить многие ошибки-сбои в метре. Хороший способ – это игра на гитаре. Гитарный бой тоже вскроет все сбои в ритме. Многие поэты писали стихи на ходу – проверяя шагом метр.
Шаг три. Рифма. Итак, мы знаем, как написать строку в стихе. Это достаточно просто: нужно только верно, согласно выбранному размеру чередовать ударные и безударные гласные. Строка заканчивается рифмой. Рифма - это созвучие: стих-затих, верь-зверь, хорей-скорей, вечности-человечности. Как мы уже знаем, рифмы бывают мужские, женские и дактилические. Чем больше в рифме общих звуков, тем богаче она звучит. Например, верь-зверь - богатая рифма, а такая популярная в стихах молодых поэтов: меня-тебя – рифма неточная, я бы даже сказала, что это вообще не рифма – потому что здесь нет никакого созвучия кроме общей гласной, чего явно мало. В этом нужно всегда отдавать отчет. К неточной рифме мы можем отнести так называемую бахрому: она-гранат, меня-хранят, хотел-животе. Эти просчеты очень хорошо слышны, и подсознательно хочется рифмовать: она-грана, меня-храня и хотел-животел. Нельзя рифмовать однокоренные слова хотел-перехотел, свет-рассвет. Плюс ко всему, «правилом дурного тона» является глагольная рифма – любил-убил, знал-гнал. Маяковский не рекомендовал использовать при написании стихов словари рифм, я же наоборот рекомендовала их для молодых поэтов. Да они дают уже готовые результаты, но такие рифмы куда лучше, чем меня-тебя. Это будет полезно для развития слуха у начинающего поэта, после он сможет сам подбирать хорошие рифмы без словаря.
Шаг четыре. Строфика. Как соединять строки в стихе? Есть три варианта: охватная, парная и перекрестная. Предположим что А – это окончание одной строки, а Б – другой. Соединить их можно следующим способом:
Последний раз редактировалось: Neformal (13th Июнь 2020, 20:45), всего редактировалось 1 раз(а)