Вера руководителя в успех начатого дела.
Если начатый вами проект верен, то должно создаваться такое впечатление, что вся атмосфера вокруг пронизана невидимыми нитями решений, моделей и ответов на все необходимые вопросы. Как будто вся Вселенная сфокусирована в одной точке для того, чтобы дать вам возможность добиться именно того, что вы задумали.
Нужно стать человеком, который во всем видит не проблемы, а новые возможности для решения поставленных задач. Человеком с сильным характером, который не сломается под гнетом ответственности или внешнего давления. Человеком с повышенной гибкостью и настойчивостью, который добивается требуемых результатов, как бы тяжело или легко ему не было. Человеком, умеющим ставить перед собой высокие цели, который способен их добиваться, не обращая внимания на слово «Нет».
И если вы чувствуете, что ваши идеи и проекты не дают вам спокойно жить, то вы находитесь на верном пути и подсознательно знаете, что вам делать дальше. Вы спросите: – Как делать? Да просто брать и делать! Добиваться своего, делать всевозможные ошибки, падать и снова подниматься, неустанно идя к поставленным целям.
«Не останавливаться! Только не останавливаться. Каждый день, каждый час шаг вперед, к цели, к победе. Развить успех – это еще не одержать победу. Первые успехи это только предвестие победы, это краешек ее возможности. За этот краешек вам и нужно ухватиться изо всех сил и держатся до последнего победного шага!»
«Вот так надо жить по-настоящему – остро, дерзко, решительно! Постоянно испытывая новое, неизведанное, пьянящее разум и душу. Совершать то, о чем всегда мечтал – здесь и сейчас. Идти навстречу тому, чего хочешь больше всего на свете и побеждать. Вот так надо жить! Испытывать себя на прочность в самых сложных жизненных ситуациях и выходить из них победителем. Чувствовать себя обновленным и счастливым от приобретённой силы и полученного опыта. Вот, что такое жить!»
«Многие люди всю свою жизнь проживают в ожидании правильного момента, когда у них будет достаточно ресурсов для достижения своих целей. Они не начинают ничего делать, пока у них не будет достаточно свободного времени, необходимой суммы денег, нужных знакомств, точной информации, знаний и навыков. А до той поры – подождем... Но надо не ждать, а просто брать и делать! Сейчас! Не откладывая до того времени, пока в ваши паруса задует попутный ветер или придёт долгожданная удача. Начните делать прямо сейчас и точка!»
«Усердие приведёт к успеху!»
Это была первая фраза, которую я поместил в заглавии своего бизнес плана. Чуть ниже в этой главе я поделюсь с вами теми пониманиями, что я смог почерпнуть для себя просматривая видео материалы, читая книги и статьи о том, чем руководствовались успешные люди по всему миру. Но именно этот тезис позволяет мне продвигаться дальше, не обращая внимания на невзгоды и неудачи, которые всегда будут преследовать тех, кто не стоит на месте, а идет, покоряя жизнь и преобразуя её к лучшему.
Тезисы.
Я уже не помню, откуда позаимствовал большинство нижеприведённых тезисов, но поскольку они были почерпнуты мной в открытых источниках, то думаю, их авторы не обидятся на то, что мы будем их использовать для своего саморазвития.
- Все правила созданы для простых смертных. Если правило что-то запрещает, это не значит, что этого делать нельзя. Это значит только то, что таким образом это сделать нельзя, но другим способом это сделать можно!
- Всегда при любом планировании нужен дополнительный план действий и резервные ресурсы. И если что-то происходит не так как планировалось, то всегда должно быть что-то или кто-то, кто сможет подхватить упавшее знамя.
- Не стоит чрезмерно поощрять коллектив или отдельных работников. В таком случае у человека может произойти неправильная оценка своей значимости и способностей. Всё должно быть в меру.
- Не бойтесь периодически исключать из команды сотрудников, которые меньше всего проявили себя в работе, направленную на развитие проекта. Лишь постоянно освобождаясь от тех, кто не даёт вашему проекту развиваться (тем самым задерживая его развитие) можно достигнуть высоких результатов.
- Никому и никогда не давай и не передавай контроль над своим будущим и своей жизнью. Никому! Вы и только вы ответственны за свои решения. Все остальные имеют только право что-то подсказать. Да и то – не всегда. Возьмите 100% ответственности на себя за свою жизнь, свой проект, свою семью и свое здоровье.
- Для успешного продвижения бизнеса развейте в себе предпринимателя и менеджера и на время убейте специалиста. Эта очень частая проблема начинающих предпринимателей. Человек думает, что он отличный специалист, в своей области и поэтому если он займётся бизнесом, то он тоже будет успешен. Но это совсем не так! Можно быть отличным специалистом в своей области, но если вы в первую очередь не станете мыслить, как предприниматель, как менеджер компании, а не её работник, то ваш бизнес, либо прогорит, либо так и останется на стадии ремесла. Я не говорю, что это плохо, но если вы всё же хотите развиваться и не быть по рукам и ногам, связанным вашим делом, то вам необходимо будет пересилить себя и хотя бы на время убить в себе специалиста.
- Чтобы начать строить настоящий бизнес нужно нанимать людей. Собственно этот тезис выливается из первого. Не бойтесь нанимать людей со стороны и давать им возможность работать и участвовать в вашем бизнесе. Конечно, вы уверены, что лучше вас никто не справится с этой работой и возможно это действительно так, но тогда ваш бизнес так и останется в зачаточном состоянии целиком и полностью сконцентрированный только на вашей персоне. Я и сам предпочитаю вариант: «если хочешь сделать хорошо, то сделай всё сам», чем передоверить задание кому-то другому и ждать итога с неизвестным результатом. Но и в этом случае есть компромисс. Вполне допускается начать бизнес проект самому и потом уже по мере его расширения, начать нанимать и обучать новых работников. Чуть выше была размещена памятка по правильной подборке и работе с персоналом, думаю, если вы правильно воспользуетесь ей, то у вас всё получится.
- Найди востребованную сферу деятельности, найми людей и организуй бизнес. Вот три основных и важных шага, на которые вы должны обратить внимание после того, как к вам в голову придёт идея по созданию собственного бизнеса. Тщательно изучите и проработаете три этих пункта, а лучше распишите на бумаге по пунктам всю последовательность действий. В дальнейшем все ваши наброски послужат хорошей базой, благодаря которой вы будете ориентироваться в принятии важных решений.
- Концентрируйтесь на самом бизнесе, а не на продукте. В этой мысли заключено важное понятие, говорящее нам о том, что не важно, чем вы будете заниматься, важно, то как вы будете это делать! Конечно, каждый бизнес имеет свои специфические особенности, но по итогу вы в любом случае зарабатываете деньги. Так вот и сконцентрируйтесь на том, каким образом заработать деньги, а не на конкретном продукте, приносящем эти деньги. Говорят, что настоящий бизнесмен способен продать абсолютно всё. И это действительно так. Можно вполне успешно торговать обычными шнурками и получать от них прибыль в разы больше, чем от торговли дорогими и элитными продуктами или услугами. В первую очередь научитесь, «как» продавать, а не «что» продавать. Если вы это поймете, то для вас уже не будет проблемы в выборе сферы для своего бизнеса.
- Найдите площадки для продаж. Как гласит известное выражение – «Везде люди…» А это значит, что каким бы вы бизнесом не занимались, вам всё равно придётся работать с людьми. Есть люди, как частные индивиды, и есть люди, как более крупные сообщества. Не важно, работаете ли вы в частном секторе, с крупными или мелкими компаниями, важно найти площадку – ту целевую аудиторию, на которую и будет нацелен ваш бизнес.
- Целевая аудитория. Важно с самого начала создания бизнеса определить свою целевую аудиторию и работать именно в этих рамках. Очень частая ошибка начинающих бизнесменов это распыление своего бизнеса. На вопрос какая ваша целевая аудитория молодые предприниматели с гордостью отвечают, что – все. Но поймите, что людей очень много и все мы разные. Понимая эту простую истину, вашими клиентами не могут быть – все. Даже если вы решили открыть своё собственное похоронное бюро, то и в этом случае вашими клиентами не могут быть все, так как лояльность клиентов будет зависеть от многих факторов. Таких, как: цена, место, условия продажи, гарантии, обслуживание и т.п. Найдите свою целевую аудиторию и сконцентрируйтесь только на ней. Ведь именно она будет приносить вам прибыль, а не гипотетическая толпа людей, которой вовсе не интересно то, чем вы занимаетесь. Более того. Найдя аудиторию, разделите её на еще более мелкие группы, а потом ещё и ещё, пока у вас не получится то самое ядро, с которым вы начнёте вплотную работать. Это ядро и принесёт вам основную прибыль. Эти люди также создадут вам необходимую рекламу, которая потащит за собой клиентов из других более размытых сегментов вашей целевой аудитории.
- Поставить цель, расписать план и действовать согласно ему. Тут я думаю всё должно быть предельно ясно. Я лишь немного поясню для чего необходимо составлять план. По большому счёту вы можете его полностью держать в голове, но когда пошаговый план перенесён на бумагу или в эл. документ, то всякий раз, когда вы будете заглядывать туда для сверки или внесения дополнений, перед вами будет представать полная картина, а не отдельные его фрагменты. В любом случае у вас должна быть прописана цель и план действий, с которым вы будите сравнивать то, чего уже добились. Я по себе знаю, что некоторые важные мысли иногда также быстро исчезают, как и появляются и поэтому, всегда держу при себе диктофон, дабы тут же записать понравившуюся идею или пришедшую в голову мысль, даже если она на первый взгляд покажется бредовой. Уже потом, доставая из диктофона свои записи, я более тщательно анализирую свои мысли и вношу поправки уже в формате текстового редактора. Зачастую бывает и так, что во время самой работы над какой-либо мыслью в голову приходить более интересная и свежая идея, что, несомненно, очень хорошо влияет на весь процесс бизнес планирования. Поэтому не ленитесь делать пометки и записи, а также сохранять их в доступном виде, так как они вам ещё обязательно пригодятся.
- Думать о цели, желать осуществить её и действовать. Любая идея является плодом более ранних мыслей рассуждений планов и т.д. если вы постоянно будете концентрировать своё внимание на той идеи, которая вас посетила в самом начале, то заметите, как она развивается и растёт, словно росток из земли. Конечно, бывают эвристические озарения, но я более чем уверен, что и они были плодом более ранних изысканий, исследований и мыслей в том или ином направлении. Если вам что-то пришло в голову то, не упускайте эту идею думая, что она посредственна или незначительна. Попробуйте даже на таком этапе хотя бы частично осуществить задуманное. Благодаря этому вы увидите все достоинства, и недостатки ваших идей, после чего у вас будут появляться более свежие решения тех или иных вопросов. Очень частая ошибка талантливых людей заключается в том, что их идеи так и остаются идеями, из-за боязни неудачи или публичного осмеяния. Не слушайте никого и действуйте, как будто живёте последний день. Пробуйте, стремитесь, терпите неудачи и снова пробуйте, пока не добьётесь желаемого результата. Только так можно преодолеть страх и сомнения, только так можно чего-то добиться в жизни. Те, кто не действует, ничего и не добиваются, и только активное действие способно принести результат. Причём негативный опыт или неудача – это тоже результат. Результат, после которого к вам придёт понимание того, как действовать дальше, чтобы исправить предыдущие ошибки.
- Дупликация. Найдите себе помощников. Причём не обязательно ваши помощники должны целиком и полностью проникнутся вашими идеями, а также принимать в них непосредственное участие. Поделитесь своими идеями с людьми, которые разделяют ваши взгляды и ваши увлечения. Найдите людей, которые занимаются схожим с вашим проектом. Подружитесь с ними, расспросите о тех шагах, которые они совершили или только, только хотят совершить. Также важно поделится и своими идеями, так как взаимовыгодное сотрудничество должно быть построено, как на доверии, так и на взаимопомощи. Возможно вы ещё только, только планируете начать бизнес, а ваши друзья его уже развивают. Попроситесь помочь им, дабы лучше узнать все тонкости того или иного дела. Точно также можете поступить и вы. Найдите людей, которым интересны ваши идеи и предложите им поучаствовать в вашем проекте. Сейчас повсеместно развит интернет и думаю, вам не составит труда найти подобных людей, разместив свои идеи в тематических группах или на форумах.
- Заработать первичные деньги и заново вкладывать их в то, что приносит прибыль. О понятиях «актив» и «пассив» мы уже говорили выше, так что думаю с этим вам всё более или менее ясно. Не старайтесь сразу после получения прибыли потратить её на то, что вам так сильно хотелось долгие годы. Помните теперь вы не потребитель, а предприниматель, и мыслить вы должны в первую очередь, как предприниматель. Кстати можно вложить вырученные от бизнеса деньги в полезный «актив» и таким образом убить сразу двух зайцев. Например, вы всегда мечтали иметь водный мотоцикл. Ну, кому не понравится жарким летом рассекать прохладные волны водоёма? Вы вполне можете приобрести водный мотоцикл, прицеп для его перевозки, спасательные жилеты и прочую защитную амуницию. Но также вы можете сдавать ваш водный скутер в аренду отдыхающим, которые не имеют возможности приобрести данную технику. Если вы не хотите доверять своё имущество посторонним, то можете просто катать людей за деньги на специальных плав. средствах типа «банан» или «ватрушка». В общем, всегда помните, что «пассив» убивает ваши деньги и ваш труд, вложенный в их получение. «Актив» же напротив, позволяет извлечь из вложенных в него средств ещё большую прибыль.
- Найти продукт с высокой маржинальностью. Иными словами найти продукт или услугу с максимальной процентной выгодой от начальной стоимости до конечной цены, за которую продаётся продукт или услуга. Таким продуктами или услугами будут являться уникальные предложения, которых либо очень мало на рынке, либо они вообще отсутствуют. Но и в том и в другом случае этот продукт должен быть востребован, иначе вы не сможете его продать и получить свою прибыль. К слову сказать, такая прибыль может составлять сотни и даже тысячи процентов от себестоимости. К примеру, в вашем городе проблемы с чистой водой. Её завозят издалека и она очень дорогая, а качество не соответствует желаемому. А у вас, есть скважина, с чистейшей свежей водой. Так почему бы вам не продавать эту воду людям, которые в ней нуждаются? Или другой пример. У вас есть знакомые с собственным форелевым хозяйством. И вот у вас уже есть возможность поставлять на никем не занятый рынок вкусную качественную икру прямо от производителя. Или чем плохо заняться установкой микроконтроллеров, позволяющих превратить обычную квартиру-дачу в умный дом, контролирующийся по средствам мобильного телефона. Или чем плохо создавать дизайнерскую мебель и уникальные предметы интерьера, которые просто невозможно купить в магазинах вашего города. И до той поры, пока у вас не будет конкурентов, вы будете единственным поставщиком уникального продукта или услуги, диктуя свои условия.
- Простая и понятная услуга или товар. Да. Именно так. Услуга или товар должны быть просты и понятны всем. Понятны, прежде всего, вам! Если даже вы не понимаете, чем хотите заниматься и не можете выразить свою идею в паре простых предложений, то соответственно и вашим клиентам она будет чужда и непонятна. От этого немаловажного фактора будет зависеть очень многое, как например формат рекламы, дееспособность сарафанного радио, понятность потенциальным партнёрам и инвесторам.
- Относительно лёгкий запуск бизнеса. Этот фактор особенно важен для стартапов и бизнеса с изначально минимальным финансированием. Допустим, у вас есть желание запустить бизнес, но нет достаточного финансирования даже при возможности кредитоваться в банке. Допустим, что вы начинающий бизнесмен без весомого опыта в ведении бизнеса. Тогда риски, на которые вы пойдете, создавая первый бизнес, должны бить минимальными. Не исключено, то обстоятельство, что одна или несколько ошибок могут привести ваш проект к полному краху и тогда те огромные усилия, что вы уже приложили к его созданию – будут напрасны. Тогда как при относительно мало затратном старте у вас будет возможность с минимальными вложениями получить максимально возможный результат. Вы увидите, будет иметь ваш бизнес рентабельность или нет. И уже действовать сообразно этому.
- 20 % усилий даёт 80 % результата. Эта формула мне сразу понравилась и именно её я и постараюсь придерживаться в дальнейшем. Тут действует спартанский принцип – либо, либо. Если ваш бизнес рентабельный, если он изначально заточен на успех, то даже 20% усилий будет достаточно чтобы понять, будет клиент жив или мёртв. Какой смысл вкладывать в дело кучу усилий ещё точно не зная, будет ли оно работать, так как вы запланировали. Но вот когда вы поймёте что да, действительно бизнес начинает развиваться, вот тогда в его развитие уже стоит вкладывать усилия и финансы, причём желательно полученные от прибыли.
- Хочешь убить бизнес – вложи в него деньги. Этот тезис говорит нам о том, что не мы должны вкладывать деньги в бизнес, а бизнес должен приносить нам прибыль. Руководствуясь правилом 20х80, вы всегда сможете проверить рентабельность своего бизнеса и понять, нужно ли вкладывать в него дальнейшие инвестиции или же лучше начать новый более перспективный проект. Понятно, что из каждого правила есть исключения, но не забывайте, что мы говорим здесь о малом бизнесе и о стартапах с первоначально минимальным финансированием.
- Не ищи долгой победы. Продолжаем серию тезисов связанных с пониманием изначальной живучестью бизнеса. Если она есть, то ваш бизнес в любом случае встанет на ноги и пойдёт по пути своего развития шаг за шагом. Если же роды затяжные и долгие то и бизнес ваш с большей вероятностью загнется, не успев развиться. Рассмотрим на небольшом примере, как это бывает. Например, вы открываете кафе. Находите необходимые деньги или берёте кредит на аренду помещения, обустройства интерьера и необходимое оборудование. То есть изначально идёте на значительные затраты. И вот спустя несколько месяцев у вас всё готово: стены покрашены, мебель расставлена, а у барной стойки ждет первых клиентов красивая девушка, нанятая путём долгих изнурительных собеседований, а на улице красуется креативная реклама вашего кафе. И вот работаете вы месяц, второй, третий, а клиентов не становится больше, да и те, что есть идут с неохотой в классное новое кафе. Денег на аренду площади, закупку товара и зарплату сотрудникам хватает только, только, а ведь вам ещё кредит банку отдавать. И в какой-то момент вы понимаете, что что-то сделали не так, что ещё немного и ваше кафе закроют за неуплату. И будете вы, потом винить себя в неспособности вести бизнес, а своих кредиторов в жестокости и скупости. Но дело тут в том, что вы решили сразу зайти в горящую избу верхом на коне с шашкой наперевес. Это конечно возможно, но в основном для тех, у кого есть финансовая подушка безопасности. Если же у вас её нет или вы предполагали, что она появится в течение этих двух трёх месяцев, то допустили ошибку. По некоторым сведениям, окупаемость малого бизнеса наступает минимум через год после его открытия, а то и спустя несколько лет. Это надо всегда учитывать и делать соответствующее планирование на будущее.
- Научитесь рисковать с умом. Но, несмотря на всё вышесказанное вам всё же надо научится рисковать, но рисковать с умом. Всегда просчитывайте то, чем будете заниматься и просчитывайте с запасом. Если рискуете, то оставляете место для отступления, иначе вы можете потерять всё. Более того существует масса возможностей и способов договорится с поставщиком или клиентами о наиболее выгодных условиях чем они были предложены вам изначально. Многие дилеры могут отпустить товар без первоначальной его оплаты. Вы можете взять на реализацию пробную партию товара, получить с неё прибыль, отдать поставщику его долю прибыли и договорится о следующей партии. В результате нескольких таких операций у вас может накопиться та необходимая сумма, на которую вы уже вполне самостоятельно сможете приобрести нужный вам товар. Причём вы можете приобрести его уже у другого поставщика и на более выгодных для вас условиях.
- Экономьте свои деньги и не тратьте лишнее, где это не нужно. Не обязательно сразу размещаться в большом помещении. Для вашего дела может подойти и куда поле скромное пространство. Это уже потом, когда разрастётесь, когда поймёте, что да – ваш бизнес рентабелен, можно арендовать или даже купить куда более просторное помещение. То есть при начинании бизнеса важно действовать поэтапно сообразно разумно взвешенным силам. Не обязательно скупать у поставщика сразу кучу товара на реализацию, руководствуясь тем, что на большой объём вам сделают привлекательную скидку. Возьмите пробную партию понравившегося вам товара и попробуйте его реализовать без риска для своих финансов. Вы увидите, насколько рентабелен будет выбранный вами товар, как быстро он раскупается, какой потолок цены вы можете на него поставить, как долго он хранится и т.п. Хороший способ не переходить за рамки запланированных действий – это составлять список дел и покупок заранее.
- Здесь стоит немного пояснить относительно того, на чём стоит экономить, а на чём нет. Не обязательно открывать шикарный офис в фешенебельном небоскрёбе. На первоначальном этапе можно использовать свою квартиру, а для встреч с клиентами обычное кафе поблизости. Многие успешные предприниматели до сих пор не имеют своих офисов, а их наличие или отсутствие никак не говорит о статусе фирмы. Нельзя экономить на грамотном квалифицированном персонале. За счёт него складывается работа с клиентами и партнёрами. Зачастую хорошо организованный бизнес или услуга отталкивают клиентов именно безграмотным персоналом. Люди готовы терпеть обшарпанные стены и грязный туалет, но наплевательское отношение к себе они терпеть не будут, и уйдут от вас к вашим конкурентам. Всегда помните, что вы работаете с людьми, даже если на первый взгляд это не так. Поэтому отношение к клиенту должно быть построено очень тщательно, но, ни в коем случае не переходить определённых рамок. Явное подхалимство и нарочитое лебезение перед клиентом, вовсе не являются благоприятным фактором, а иногда могут и вовсе быть отталкивающим. Вспомните те фирмы или услуги, после которых у вас было приятное впечатление или воспоминание. Выстройте свой бизнес подобным образом. Например, многих продавцов, внутренним уставом обязывают спрашивать у покупателей стандартные вопросы на вроде; наличными или картой, есть ли скидочная карта, это всё или будете брать что-то ещё, будете ли покупать пакет, а в акции участвуете, может вам наклейку? Такое впечатление, что я не в магазин пришел, а в справочную компанию. Думаю эти дурацкие вопросы и самим продавцам изрядно надоели, но погоня за прибылью заставляет предпринимателей включать их в систему продавец-покупатель. По моему мнению, достаточно просто вежливо поздороваться с клиентом, а на последок сказать с улыбкой: – Приходите ещё. Всё остальное это явный перебор, который, честно говоря, просто раздражает. Спустя какое-то время, дабы упростить процесс длительного диалога с продавцами я, подходя к кассе и протягивая товар с деньгами, сразу говорю: – Ничего нет. Ничего не надо. И они улыбаются, понимая всю подоплёку. А если кому-то из клиентов, что-то действительно надо, то уверяю вас, они уже вполне взрослые люди, чтобы самим уведомить об этом продавца.
- Бизнес может, не получится по двум причинам: Если ничего не делать и если делать что-то не так. Понимая это уже на первоначальных этапах становления вашего бизнеса вам надо постоянно мониторить его и по этим двум параметрам. Если вы вовремя сумеете заметить несоответствия, приводящие ваш бизнес к упадку, то есть шанс, что его можно будет спасти на раннем этапе. И у вас уже не будет оправданий типа того, что бизнес не пошёл потому, как был не рентабельным. Вы точно должны понимать, что сделали всё для его развития и что сделали всё правильно.