Придворные Младшие Арканы или Арканы Таро Двора
Феликс Эльдемуров
Придворные Младшие Арканы или Арканы Таро Двора
Дорогие друзья!
Возможно, эти материалы из моей будущей книги кому-то из вас пригодятся. Дело в том, что система Таро подразумевает построение психологических типов на основе тех личностных характеристик, которые, в качестве исходных архетипов, определяются Старшими Арканами. Они, в своих сочетаниях, формируют именно те 32 психотипа (16 плюс 16), которые находят отражение в прочтении следующей ступеньки формирования характеров - в Арканах Двора.
Это очень похоже, а может быть - и вполне идентично тому, как ищем психотипы для героев наших произведений мы, авторы художественных произведений.
Посему, я дерзну разместить этот материал здесь.
Правда, как я и предупреждал ранее, по требованию редакции я ныне резко сокращаю объем этого труда. Книга выйдет в октябре этого года.
Ваш искренне,
Феликс Эльдемуров.
ВВЕДЕНИЕ
Весь мир – театр, люди в нем – актеры.
Шекспир
1
Прежде всего – несколько слов о предмете нашего исследования.
Начнем с наименований Младших Арканов и их мастей.
В обиходе, используя обычную игральную-гадательную колоду, мы называем ее персонажей: Короли, Дамы и Валеты. Масти именуем: пики, трефы (крести), бубны, черви. Так или подобно этому они, скорее всего, назывались изначально, по крайней мере – в российской традиции.
Научное (в кавычках или без них) изучение Таро началось в середине XVIII века во Франции. Французские исследователи, в первую очередь де Гебелин (де Жеблен), охваченные поиском «утерянных знаний древности» (главным образом эпохи античности) переименовали Арканы. Короли стали Фараонами (исходя из представлений о Египте), Дамы превратились в Сивилл (исходя из представлений о Риме). Старшие Валеты стали Всадниками-Кавалерами-Рыцарями (это синонимы), Младшие – Пажами.
Такой же трансформации подверглись и названия мастей. Им присвоили наименования, исходящие от четырех предметов, обычно использующихся в оккультно-магических церемониях, а именно:
Мечи – бывшие пики.
Жезлы – бывшие трефы-крести. Новизну, в сравнении с французской школой, со временем внес Уэйт, закономерно предложив именовать Жезлы Посохами. Дело в том, что символика жезла (или скипетра) как такового подразумевает гораздо большие «полномочия» и способна отражать в себе символику всех четырех начал, быть их квинтэссенцией. Посему, в колодах английской школы, начиная с Уэйта, Жезлы и были заменены на более простые в своей символике Посохи.
Пантакли – бывшие бубны. Пантакль, по сути – рисунок или иной подобный ему символический предмет, присутствие которого позволяет магу входить в определенное чувственное состояние. Здесь можно усмотреть намек на то, что ценности как таковые совсем не обязательно могут иметь конкретно материальную основу. Пантакли – это не обязательно деньги! Впрочем, иные из адептов Таро придерживались (и продолжают придерживаться) более ортодоксальных взглядов, называя Пантакли Денариями, Монетами, Сиклами (снова монетами) и т.д.
Кубки или Чаши – бывшие черви. Повторюсь, но хочу еще раз напомнить: слово «червь» в данном случае, будучи однокоренным со словами «чрево», «череп», «черпак», «черевик» и проч., означало когда-то вместилище, в частности - именно чашу.
В современных колодах Таро мы можем наблюдать самые разные интерпретации и версии упомянутых выше названий. Единого «эталона» пока нет, да и возможен ли он при такой разноголосице мнений?
Учтем, правда, что более объективные авторы, приводя названия «академического» Таро всегда делают естественную оговорку о том, как та или иная карта, той или иной масти зовется и у авторов других школ, и «в народе». По возможности, в разговоре о Придворных картах-Арканах мы будем придерживаться такого принципа.
В отношении самого построения системы Младших Арканов – здесь она существенных изменений не претерпела.* Разве что, в основу ее, в отличие от набора карт обиходной колоды, в «академическом» Таро положена, как это, скорее всего, и было когда-то изначально, схема не 3 + 10, а 4 + 10, повторяя древнеримскую систему чисел.
-----
*Интересно, что, по не совсем ясной пока причине, в обиходных колодах разных стран состав фигурных карт подвергся изменениям. Так, в Испании и Германии в колоде нет Дам, но есть Валеты Старший и Младший. Во Франции и России Дамы присутствуют, но Валетов по одному в каждой масти.
-----
То есть, напомню:
десять первых чисел, от I до Х – это числовые Арканы;
числа L (50), C (100), D (500) и M(1000) – четыре номинации Придворных Арканов, соответственно, лакей-Паж-младший Валет, Всадник-Кавалер, Дама-Сивилла и Монарх-Король-Фараон.
2
Итак, перед нами два вопроса. Первый: существует ли внутренняя взаимосвязь между Младшими Арканами? И второй, неотрывно связанный с первым: существуют ли, и какие именно связи между Младшими и Старшими Арканами?
Как указывал Папюс, «большинство оккультных писателей нашего времени, занимавшихся изучением Таро, проявляют ярко выражающуюся любовь к изучению Старших Арканов и настолько же резко выражающееся презрение к изысканиям, относящимся к Младшим Арканам».
Это было сказано около века назад.
Что же происходит в наше время? Как подвигается дело?
Увы. Попробуйте исследовать хотя бы десяток современных изданий по Таро – вы получите десяток самых разных истолкований одной и той же карты Младших Арканов, нередко диаметрально противоположных друг другу.
Разумеется, на практике карты Таро обладают известной пластичностью в своих прочтениях. И здесь любой из нас вполне имеет право придать любой карте то значение, какое сочтёт нужным и правильным. А самое интересное – в руках именно этого предсказателя данная карта будет показывать именно это. Например, придайте зловещей в большинстве случаев «Башне» какое-либо светлое, исключительно положительное значение (фантазии здесь, надеюсь, хватит) – и она в ваших именно руках будет принимать именно его. То же с остальными картами.
Поэтому, как в прошлом, так и, в особенности, в последнее время, и появлялось, и появляется множество колод, карты которых читаются в весьма далёких от канона значениях. Дескать, я, великий, «так вижу», а объяснять источники своих толкований вам, презренным-несовершенным, считаю ниже своего достоинства.
В особенности много подобных, чисто интуитивных, не содержащих в себе ровно никакой внутренней логической основы колод появляется в последние годы *. Да, красивенькие рисуночки, чисто сувенирные колоды… Ну, а может мне нужен рабочий инструмент, а не инструмент, изукрашенный цветочками?
---------
* Да, пусть Таро Ленорман, Таро Ошо или Таро Манара прочитываются особо… Но это Таро более «оракульного» типа, не требующего четко выверенной схемы. И Таро ли это?
-----------
Существует ли логический канон в отношении Арканов Младших?
Безусловно, обязан существовать.
Почему мы его не видим?
Причин две. Первая очевидна: лень-матушка. Очень просто переписывать друг у друга значения карт, выдавая их за свои. А формируя колоду, понасажать собственных нелепостей, выдавая их чуть ли не за откровения Свыше. Это мы проходили и неоднократно.
Вторая причина – упрямое нежелание рассматривать систему Таро как систему цельную, чьи «блоки» логически связаны внутри многочисленными символическими «проводочками», где ничего не появляется просто так, но всегда из чего-то исходит и само порождает что-либо.
И… вновь и вновь выползает на сцену пресловутая «сия Великая Истина, доступная лишь немногим Посвященным в Высшем Экстатическом состоянии Духа» и т.п.
В чем причина? Чего нам не хватает? Вот именно, определенности, логической взаимосвязанности, канона!
Классическая, логически выверенная схема Старших Арканов, подробно разобранная нами в первом томе «Арканологии» , просто требует такого же, логически выверенного продолжения в лице Арканов Младших, тем более Придворных. Это как в автомобилестроении: существует множество марок легковых и грузовых авто, однако исходные принципы работы двигателя внутреннего сгорания никто не отменял.
Попытку устранить неясность в последовательности истолкования Младших Арканов предпринял в своё время А.Э. Уэйт. Как мы знаем, именно с его подачи появились первые рисованные карты числовых Младших Арканов. Во многом благодаря этой разработке его так называемая «дорожная колода» в разнообразных интерпретациях до сих пор является самой востребованной в среде адептов Таро. Правда, следует сказать, что истолкования, данные самим разработчиком, отнюдь не бесспорны и далеко не идеальны (как, впрочем, и сами рисунки работы Памелы Колмен Смит, нередко критикуемые и подправляемые художниками). У разных авторитетов в этой области возникает немало вопросов и споров, в том числе – и относительно исходных посылок, на которые опирался Уэйт, разрабатывая свою колоду.
Впоследствии такого рода попытки неоднократно повторялись и повторяются различными авторами по сей день. И… увы, с весьма похожим, если не с худшим результатом.
Да, у того же Уэйта в обеих схемах, что в Старших, что в Младших Арканах, логика несомненно присутствует. Да вот только эти два подразделения никак не соотносятся друг с другом…
Уважаемые авторы как-то привычно «забывают», что Старшие и Младшие Арканы исходно просто должны представлять собой единое целое, один организм, в его взаимосвязях, в его статике и динамике, исходных посылках и дальнейших продолжениях. Это значит, что нам, наверное, все же следовало бы не «презирать» Младшие, не разрабатывать их значения в отрыве от значений Старших , и уж подавно – не пытаться их «выдумывать» интуитивно, но поискать их значения, следуя, в первую очередь, от основы всей системы Таро, от карт-Арканов Старших.
3
Уточним:
Старшие Арканы – это, по большей части, фиксация событий, статика. Они обрисовывают ситуации.
Младшие Арканы – динамика. Они – действия и их последствия, они – события в развитии.
Заметим, что и те, и другие наверняка, по все еще не до конца выверенной схеме, должны соотноситься со структурой Древа Сефирот, где исходные сефиры – ключевые пункты, а переходы между ними, так называемые цинарот – это пути, течения, процессы трансформации.
Придворные Младшие Арканы или Арканы Двора, о которых пойдет речь в этом томе, должны быть связаны с социумом, в первую очередь - с конкретными личностями и их жизненными позициями в той или иной реальной ситуации. Естественно, что появление каждого из этих типажей (или ролей, которые играют люди) несёт с собой те или иные события.
Числовые (цифровые) Младшие Арканы – покажут нам, что именно происходит и как именно происходит.
И те, и другие, и третьи должны иметь обязательные связи между собой, затрагивающие как «внешние отношения» с другими группами Арканов, так и «внутренние» – между Арканами своей группы.
Именно поэтому схема авторского расклада «Пять Крестов» , как сводящая вместе всю совокупность архетипов-Арканов, должна дать нам ответы на многие интересующие нас вопросы. Она уже известна нам по первому тому «Арканологии». В ней, в «гнездах»-домах Старших Арканов очень комфортно и понятно, словно игрушечки на елочке, располагаются Арканы числовые – что, несомненно, должно нам впоследствии облегчить задачу их интерпретаций. Кстати, в этом случае, они во многом совпадают с интерпретациями того же Уэйта.
Арканы Придворные в ней представляют, в своих последовательностях, различные периоды жизни, объясняя нам, в практике, в каких именно из этих четырех периодов для конкретного человека будут благоприятны или неблагоприятны, и в каком именно качестве:
– начинания (крест Пажей);
– борьба с обстоятельствами (крест Всадников);
– достижения (крест Сивилл); и
– возможности духовного совершенствования (крест Фараонов).
Но…
Сама по себе в этом плане схема «Пяти Крестов» еще не дает ответа на то, каким образом Придворные Арканы должны быть связаны со Старшими, а посредством их – и с числовыми. А как было бы хорошо: представьте: мы видим, что на такой-то период в таком-то из крестов выпадает такой-то Придворный Аркан. Следовательно, проследив, с каким именно из Старших он соотносится по толкованию, мы смотрим далее, где именно в главном кресте этот Старший изволил выпасть и какие из числовых с ним связаны. И более того: а какая из Старших карт «гостит» в его доме? И, в свою очередь, какие именно из числовых там помещаются? И еще более и далее: а эта гостья?.. и её дом? И т.д.
Проходя по этим цепочкам соответствий, мы сумеем постепенно выстроить всю картину событий, в комплексе которых оказался человек. Сложно? Но жизнь, мы знаем, не проста…
Нам остро необходима еще одна, дополнительная схема! Именно та, что позволит, наконец-таки, связать Придворные Арканы со Старшими!
И она, в конце концов, возникает.
4
Дело в том, что, помимо «Пяти крестов», карты-Арканы Двора могут и должны соотноситься со Старшими Арканами по уже знакомой нам по тому же первому тому «Арканологии» «восьмерке»:
Последний раз редактировалось: Neformal (24th Сентябрь 2019, 20:10), всего редактировалось 1 раз(а)