Теоретические основы стихосложения. Лекция
Смирнов Виктор
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Вступительное слово
Отличие стихотворения от прозаического произведения
МЕТРИКА
Односложный метр
2-сложные метры
3-сложные метры
4-сложные метры и пятисложник Кольцова
Анакруза (начало) и клаузула (окончание) стиха
Размер строк
Итоги
Метрически неправильные стихотворения
Верлибр
РИФМА
СТРОФИКА
О длине строф в стихотворении
Четверостишия
О количестве строф в стихотворении
О нестрофичных стихотворениях
КЛАССИФИКАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ
Общая классификация
Классификация ритмических стихотворений
Классификация полиразмерных стихотворений
Классификация рифмованных стихотворений
Классификация строфических стихотворений
ИТОГОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРАВИЛА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Т Е О Р Е Т И Ч Е С К И Е О С Н О В Ы С Т И Х О С Л О Ж Е Н И Я
(2015 г.)
живая ЛЕКЦИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИКТОВОЙ ТЕОРИИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Вступительное слово
Ну вот, все поэты в сборе, я смотрю… Наверное, можно начинать наше общение на очень каверзную тему, которая называется теорией стихосложения. Почему она каверзная, вы поймёте позже. Но прежде хочу всех предостеречь, уже в миллионный раз. Ваш покорный слуга, которому давно пора на пенсию, устал повторять, что он читает лекции не о поэзии, а о технической части поэтики, то есть о том, как правильно создавать стихотворения. Ага, чувствуете теперь различие между поэзией и стихами? То-то и оно... Поэзия, дорогие мои, - это возвышенность, в некоторой степени отрешенность от нашей бытовой реальности. Женщина обед приготовит, пол помоет, белье постирает, пыль протрёт, устанет. А потом фильм посмотрит про любовь, в социальных сетях фотографии красивые посмотрит, в кафе с подругами посидит, послушает приятную музыку – и глядишь, настроение получше стало, можно трудиться дальше. Для этого поэзия и существует.
Это понятие - поэзия - применимо к любой области творчества. И в архитектуре может быть много поэтического, и в стилистике, и даже в инженерии. А уж в литературных жанрах – и подавно.
Архитектор, проектирующий великолепные здания и мосты, чем не поэт? Очень даже. А автомобили, которые заполонили наши замечательные города? Их придумали тоже поэты, между прочим, только более приземленные. Хотя не обязательно. Всё, что красиво и возвышенно, мы называем поэзией, да? А теперь поразмыслите, можно ли отнести к этой категории произведение отечественного автопрома?.. Вон, под окном стоит моя развалюха, посмотрите.
Отличие стихотворения от прозаического произведения
Вот как вы думаете, в чём заключается отличие прозы от стихов? Именно от стихов, заметьте. Не от поэзии. Ну, кто мне скажет? А всё очень просто. Письменная стихотворная речь отличается от письменной прозаической речи только двумя моментами (признаками):
1) Стихотворения пишутся короткими строками, которые располагаются относительно друг друга столбиком;
2) Внутренняя структура стихотворения ритмически упорядочена;
Поговорим о первом качестве. Так вот откуда дует ветер стихотворного мракобесия, оказывается. Чувствуете? Сочинять стихи лесенкой в наше время – это моветон. А в первой половине двадцатого века к этому относились снисходительно. Сразу предупреждаю: если кто мне когда-либо напишет стихотворение лесенкой, сразу отправлю домой читать «Онегина» за чашечкой чая.
Столбики, они даже для глаза приятнее. Один чудак (в хорошем смысле этого слова) давным-давно решил меня позлить - под Маяковского, видите ли, сочинил. После долгой ссылки он поменял свою точку зрения, да.
Где Маяковский и где мы с вами? Великим можно то, о чём нам даже думать запрещено. Имейте это тоже в виду. И потом не говорите, что дедушка вас не предупреждал.
О коротких строчках и разговаривать нечего. Надеюсь, все ныне присутствующие знают, как выглядит стихотворение в печатном виде? Правильно. Оно написано более или менее короткими строками длиной в несколько слов. Злостно экспериментируя с этим критерием, ничего хорошего не добьешься. Слишком длинные строки до добра не доведут. Но это опять-таки касается нас. А Бальмонту можно. Понимаете, по какой причине, да?
В прозе, к слову сказать, длина строк подчиняется ширине абзаца. Ширина абзаца - понятие относительное, конечно. От чего она зависит? От ширины текстового поля? Да. А горизонтальные пределы текстового поля, в свою очередь, находятся в зависимости от чего? От очень многих причин... Стихотворение в каком-то смысле свободно от этого. И в стихотворении, кстати, в роли абзацев выступают, так называемые, строфы. О них мы поговорим в конце нашей лекции.
А о прозе я читаю факультативные лекции. Как говорится, заходите к дедушке в гости после пятой пары.
МЕТРИКА
Метрикой называется раздел стиховедения, изучающий стихотворные метры и размеры. Не путайте, пожалуйста, такие разные понятия, как метр и размер.
Размер - это число стоп в одной строчке. Например: 5-стопный ямб - это размер, а ямб - это метр. Я не буду сегодня касаться размеров, не относящихся к силлабо-тоническому стихосложению, так как считаю, что они вообще не должны применяться в технике словесной поэзии. Их нужно постепенно вывести за пределы русского стихосложения.
Итак, в нашем русском силлабо-тоническом стихосложении существует всего восемь метров:
1. Брахиколон
2. Хорей
3. Ямб
4. Дактиль
5. Амфибрахий
6. Анапест
7. Пеон
8. Пентон
Поговорим подробнее о каждом метре.
Односложный метр
Таковой существует. Называется он брахиколоном. Это односложный метр, в котором каждая строчка - односложное слово и/или частица. Этот метр является одним из видов нестандартной поэзии.
Пример:
«Он
Ел
Наш
Хлеб,
Он
Пил
Наш
Сок…»
Согласитесь, брахиколон – чрезвычайно неудобный метр. Кажется, он сильно ограничивает поэта в самовыражении, так как заставляет его подбирать только короткие слова. А что можно сказать одними короткими словами?.. Практически ничего. Но прислушайтесь к только что прочитанному мною отрывку стихотворения. Ничего не напоминает? Конечно же, это 4-стопный ямб (наш любимый), сочиненный короткими словами. Вот теперь и подумайте, что такое брахиколон на самом деле.
Следует, дорогие мои, помнить, что брахиколон, хоть им и можно чего-то такое написать, механически относится к теоретическим метрам стихосложения. Их у нас ещё несколько. О них позднее.
Поговорим лучше о настоящих, практических метрах, применяемых в стихосложении и сегодня. Они, как это ни странно, актуальны и современны даже в нашу эру. Надеюсь, они останутся в поэзии навеки. Ответственность за их сохранение лежит теперь на вас, дорогие мои. Если что, пеняйте потом на себя.
2-сложные метры
Хорей и ямб являются 2-сложниками. Их стопа состоит из двух иктов, один из которых - сильный. В стопе хорея акцент ложится на первый слог, в стопе ямба - на второй слог.
Слоги в строчке любого стихотворения называются иктами. Но икты могут быть представлены не только слогами, но также и односложными словами, частицами...
Различают икты двух видов:
1. Сильные
2. Слабые
А слоги какие бывают, кто знает? Верно, ударные и безударные. Видите, в прозе икты, оказывается, именуются слогами.
Так вот, в любом 2-сложном или 3-сложном стихотворении сильные икты должны совпадать с ударными слогами, а слабые икты – с безударными. Это в идеале. Но здесь есть подвох.
Если мы будем так сочинять, то опять-таки придётся подбирать относительно короткие слова (односложные, двусложные, трёхсложные), чтобы уложиться в такую чёткую схему. В древности так и писали – полноударными (чистыми) метрами, то есть теми, в которых сила икта обязательно совпадает с силой слога. Эти строгие рамки создают при чтении и сочинении стихотворения ощущение некоторой нарочитости, искусственности происходящих событий. В таких удушливых условиях трудно придумать что-нибудь действительно стоящее. И поэтому в наш век мы говорим о том, что сильный икт в некоторых случаях НЕ обязательно должен совпадать с ударным слогом, а слабый икт – с безударным слогом. Проанализируйте следующее:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог».
Что мы здесь видим? Это 4-стопный ямб, если что. Итак?.. Правильно, несовпадение в некоторых местах слабых иктов с безударными слогами, а сильных иктов - с ударными гласными.
Поэтому что надо помнить в первую очередь? Строчка стихотворения, которая иначе называется просто стихом, - это чередование в правильном порядке сильных и слабых иктов, а не ударных и безударных слогов. Полноударный метр – явление случайное в наше время. Иногда у поэта, к счастью или нет, получается подобрать такие слова.
Итак, русский язык крайне богат, и в нём встречаются как короткие слова, так и длинные. Это усложняется ещё и тем, что ударение в русском языке подвижно, и оно может стоять на первом слоге, втором, третьем и так далее. Поэтому в стопе ямба или хорея могут иногда соседствовать два ударных слога или два безударных. В первом случае такая стопа называется спондеем, во втором – пиррихием. Эти стопы НЕ самостоятельны и принадлежат, само собой разумеется, ямбо-хореической группе, поскольку реальная расстановка ударений в иктовой теории стиха - второстепенный вопрос.
Более того, любезные, в нашем стихосложении пиррихии, например, преобладают над «правильными» стопами, полноударными. Это обстоятельство облегчает поэту жизнь, разумеется. Что бы мы с вами делали без наших прекрасных спондеев и пиррихиев…
Пиррихий встречается в русском стихе очень часто, спондей же - не очень. Стопа спондея образуется в том случае, когда односложное слово соседствует с другим таким же словом или с ударным слогом более длинного слова. Такое чаще происходит в начале стиха; реже - в середине или в конце. Односложное слово в таком случае является и называется сверхсхемным ударением. Такое ударение в 2-сложниках образуется только односложными словами.
Поэт, подгоняя свои строчки под заданный ритм 2-сложного (или 3-сложного) стихотворения, иногда может передвинуть ударение в двусложном или трёхсложном слове на соседний слог. Ударный слог в таком случае становится слабым иктом, а безударный - сильным иктом. Это называется "синкопой". В принципе, "синкопу" можно считать тоже сверхсхемным ударением, но искусственным, вынужденным. Слух воспринимает его с нескрываемым отвращением. Мы же в обычной речи не переставляем ударения. Представляете, вы пошли в магазин за хлебом и продавщице сказали: дайтЕ мне чёрнОго хлебА. Страшного здесь ничего нет, но посмотрят на вас, мягко говоря, косо. В стихах же всегда старайтесь избегать подобных приёмов и вставлять в свои изумительные строчки нормальные слова с правильными ударениями.
В наше время очень часто "синкопа" встречается в текстах песен. Эта ситуация не может не пугать ортодоксальных стиховедов. Тем более что такой приём постепенно входит в моду.
Существует другой вариант перестановки ударений, который называется переакцентуацией. Такой вариант стопы образуется в стопе ямба или хорея, в которых односложное слово становится слабым иктом, а ослабленная частица (а, и, ну, ни, ли, же, уж, то, бы, аж... - и др.) - сильным иктом. То есть акценты в стопе меняются местами. Такое тоже встречается часто, но, в отличие от "синкопы" неодносложного слова, такая переакцентуация в стопе не оказывает крайне негативного воздействия на наш нежный поэтический слух.
Пример хорея (4-стопного):
«…Здесь раздолье, господа,
Пиво, банька и еда!..»
Подведем итоги изучения ямба и хорея. Самое главное, что необходимо записать в свою память навсегда - это следующее...
Стопа ЯМБА насчитывает пять вариаций:
1) чистый (полноударный) ямб. В такой стопе первый слабый икт совпадает с безударным слогом, а второй сильный икт совпадает с ударным слогом;
2) пиррихий. В этой стопе ямба соседствуют два безударных слога. Второй слог в этой стопе, тем не менее, является сильным иктом;
3) спондей. Два ударных слога образуют эту стопу. Первый слог (или односложное слово) ударный (слабый икт), второй слог также ударный (сильный икт);
4) синкопированный ямб. Такая стопа ямба встречается там, где ударение в одном слове было передвинуто на соседнее. Это называется смещением ударения, или "синкопой". Здесь так же, как и в переакцентуированной стопе ямба (о ней ниже), первый слабый икт - это ударный слог, а второй сильный икт - слог безударный;
5) переакцентуированный ямб. В данной стопе ямба акценты (силы слогов) меняются местами. Первый слабый икт совмещается с односложным словом, а второй сильный икт совпадает с какой-нибудь ослабленной частицей (а, и, ну, ни, ли, же, уж, то, бы, аж... - и др.), коих в русском языке много. Такие частицы сами по себе являются безударными. А односложное слово - априори ударно.
Пример синкопированного варианта ямба:
"Вышел я утром на прогулку,
Снега кругом, одни снега..."
Вслушайтесь в первое слово. Вот она, "синкопа" в стопе ямба. Чувствуете? Неприятно, не правда ли?
Всё вышесказанное относится в полной мере и к хорею (пять вариаций стопы). Только в стопе хорея у нас получается всё наоборот, ведь в нём первый икт сильный, а второй - слабый.
3-сложные метры
Дактиль, амфибрахий и анапест - это 3-сложные метры, стопа которых состоит из трёх иктов. В дактиле акцент ложится на первый икт, в амфибрахии - на второй, а в анапесте - на третий.
В 3-сложниках также есть вспомогательные стопы, как и в 2-сложных метрах. Стопа, состоящая из трёх безударных слогов, называется трибрахием. Встречаются такие стопы крайне редко. Это, представляете, какими длинными словами надо сочинять. А вот молосс (или тримакр) я встречал чаще. Это стопа, составленная из трёх ударных слогов (то есть с двумя сверхсхемными ударениями). Ещё чаще в 3-сложниках (особенно в анапесте) мы можем заметить интересную стопу, в которой ударными являются первый и последний слоги, отделенные друг от друга одним безударным слогом. Называется она амфимакром.
Последний раз редактировалось: Neformal (1st Ноябрь 2019, 17:14), всего редактировалось 1 раз(а)