Алексей Миловер
статья 2003 года
1. Введение.
Существует ли однозначный критерий понятия разума? Кто-то скажет: обмен информацией или речь. Но обмениваются информацией и муравьи, а разговаривают между собой, например, дельфины. Другой ответ: любовь, самопожертвование. Но привя¬занность ле¬бединых пар воспета в поэмах, а воробьиха бесстрашно бросится на кошку, защищая своего птенца. Рискну выдвинуть свой критерий – это способность прогнозировать, предвидеть, предсказывать будущее. Животные в этом отношении не идут дальше инстинкта и, вообще, удивительно недальновидны. К сожалению, и людей по этому критерию разумными можно назвать только условно. Да что говорить, по-моему, вся история человече¬ства состоит из примеров недальновидности лю¬дей. И если сегодня происходит какое-то глобальное явление, то все радуются его положительным сторонам, но никто не хочет видеть отрицательные стороны, которые могут появиться завтра. Так происходило и с компьютерными играми, опасное влияние которых на подрастающее поколение мы начинаем осознавать только сейчас, когда дети начинают переносить реалии виртуального мира в реальную жизнь. Трагедия, произошедшая в Эрфурте, является страшным подтверждением этих слов.
Давайте вместе с вами проанализируем с этой точки зрения такое сейчас модное и глобальное явление, как Интернет.
2. Предсказания об Интернете.
Похоже на то, что Мишель Нострадамус знал все. В том числе и про Интернет
Ученый, открой золотой самородок,
В мистической сети земли и небес
Дух – воздух материи всякого рода,
И Бог в частых звездах для знанья воскрес.
( отрывок из Центурии III. )
Более определенно об этом выражался академик В.И. Вернадский:
Существенной особенностью грядущей ноосферы
будет являться возможность для каждого индивидуума
получения информации обо всех событиях, происходящих на земле,
в режиме реального времени
(из книги «Биосфера и ноосфера»)
3. Когда родился и как развивается Интернет?
Рост Интернет превзошел и превосходит все ожидания и прогнозы. Число пользователей ежегодно удваивается. Если при рождении в 1980 г. Интернет объединял лишь 25 сетей, то че¬рез 15 лет - уже свыше 44 ты¬сяч университетских, государственных и корпоративных сетевых систем 160 стран мира, связанных высокоскоростными ча¬стными и общедоступными средствами связи.
По данным социологических исследований в России на конец 1998 года насчитывалось приблизительно 1,1 миллиона поль¬зователей, а всего через девять месяцев общая численность пользователей Интернет в России составила 6,1 миллиона человек.
Получается, что в России численность пользователей Интернета ежемесячно увеличивается на 500-700 тысяч человек.
4. Каково место Интернета в современном мире?
Революционизирующее влияние Интернет на мир компьютеров и коммуникаций не имеет исторических аналогов. Он встал в один ряд с изобретениями телеграфа, телефона, радио и компьютера, которые и подготовили почву для его появления.. Результаты исследования Министерства торговли США показали, что для того, чтобы достичь аудитории в 50 млн. человек, радио понадобилось 30 лет, телевидению хватило 15 лет, а сети Интернет потребовалось всего четыре года.
Интернет превратился в место для встреч, полное людей и идей - киберпространство, мир коммуникаций, информа¬ций и развлечений, в котором исчезло понятие "расстояние". Возможности Интернета не хочется даже перечислять, настолько они разнообразны:
1. Мгновенная связь с любой точкой мира
2. Астрономические объемы информации по любой теме
3. Интернет как средство массовой информации.
4. Интернет-магазины, банки, казино, клубы, службы знакомств, публичные дома и т.п.
5. Интернет-телефон, радио, телевидение, видеотелефон
6. Интернет-искусство: литература, мультипликация, видеоклипы
7. …
и это только для примера.
5. В чём доступность и универсальность Интернета?
Важно понимать структуру Сети, исключающей единовременную информационную катастрофу. Интернет – сообщество автономных сетей (локальных сетей) и компьютеров. За счет такой автономности Интернет является устойчивой к сбоям и исключает единовременную информационную катастрофу.
Важно понимать природу Сети, как информационной среды. Сеть – это, на высшем уровне абстракции, есть прежде всего виртуальная среда обмена информацией. На этом уровне абстракции мы можем говорить о Сети как о виртуальном мире, который имеет свою особую виртуальную структуру, свои правила и уже свои традиции.
Важно понимать перспективу Сети. Очевидно, что все электронно-коммуникационные средства информации, такие как радио и телевидение, а также телефония, в ближайшем будущем перейдут в технологические сферы виртуального мира Сети, став единой информационной средой (так называемой «инфосредой»). Уже сегодня существуют сетевое радио и сетевое телевидение, уже сейчас миллионы пользователей по всему миру регулярно получают свежие новости по электронной почте, обмениваются мнениями в web-дискуссиях и web-форумах, общаются в реальном времени при помощи Интернет-пейджера ICQ, разговаривают между собой по IP-телефонам и IP-видеофонам. Всего за несколько лет Интернет стал таким же привычным средством хранения и доставки информации, как привычные всем СМИ, печатная пресса, почта, телефония.
В чем секрет успеха Сети? Прежде всего в доступности и универсальности . Доступность Сети выражается, во-первых, в несравненно низкой стоимости каналов связи (в сравнении со стоимостью международной связи и, например, спутниковых телевизионных каналов); во-вторых, в технической доступности – для связи с Сетью необходим микрокомпьютер средней мощности, модем и, в частном случае, телефонная линия. Универсальность Сети заключается в том, что она может быть средством информации практически для любых инфосред: от простых текстовых массивов и статических изображений до практически любой аудиовизуальной информации.
Еще одним достоинством информационных ресурсов сети является возможность обратной связи между пользователем и предоставившим информацию субъектом.
Таким образом, пользователю предоставляется возможным заявить о себе, сообщить посетителям своего ресурса необходимые, с его точки зрения, сведения частного, рекламно-коммерческого, общественного характера.
Колоссальный объем информационных ресурсов оборачивается, в конечном итоге, проблемой выбора пользователем достаточно информативных и достоверных ресурсов. Теперь поговорим о способах существования в Интернете.
Интернет-коммерция.
Особенность интернет как поля для коммерческой деятельности обусловлена его открытостью, как системы доступа к информации. Коммерческая деятельность в интернет развивается по ряду направлений, непосредственно или косвенно относящихся к работе самой сети.
Легкость доступа к интернет-ресурсам является определяющим фактором роста интернет-коммерции, и, как следствие, доступности ее для широких слоев пользователей. Дополнительным фактором является электронная система расчетов и неполный контроль со стороны государства за коммерческой деятельностью в сети.
Это делает интернет-коммерцию особенно привлекательной для молодых пользователей, включая пользователей подросткового возраста, обеспечивая, в узком смысле этого слова, их социализацию, а нередко - профессиональный, карьерный и материальный рост. С другой стороны, ограниченность сферы деятельности сетью несет отрицательную десоциализирующую нагрузку.
Интернет как средство коммуникации.
Интернет является универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной почты, фактически соответствующей возможностям обычных почтовых пересылок, форумов, досок объявлений, в том числе, снабженных поисковыми системами, и общения в режиме реального времени (например, чаты, ICQ). Особенностью общения в режиме реального времени является возможность одновременно поддерживать связь сразу с несколькими собеседниками, общедоступность этого контакта, возможность выбора аудитории и тем для дискуссии.
Важным элементом общения-online является анонимность и возможность выступать в роли, невозможной при обычном общении в реальной среде. Опыт показывает, что большинство чатов и форумов имеют довольно постоянную аудиторию, являясь своего рода online-клубами по интересам. При этом совершенно теряется фактор расстояния, общение не требует личного знакомства, и, как правило, не предполагает его возникновения вне сети, что снимает целый ряд психологических барьеров, позволяет высказываться в соответствии со своими взглядами.
Online-коммуникация обладает известным деперсонифицирующим потенциалом, дает возможность присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него и оставаясь незамеченным, оставляя возможность вмешательства за пользователем. Коммуникация в режиме реального времени дает возможность индивидууму менять роли, входя в аудиторию под разными именами и создавая различные виртуальные образы, что позволяет отрабатывать коммуникационные навыки и коммуникационные стратегии. Обратной стороной этого процесса является именно фактор деперсонификации, вернее - подмены собственных аутоидентифицирующих факторов сконструированными виртуальными. Этот процесс мы обозначили ниже как метаперсонификация.
Интернет как метаперсонифицирующая среда.
Интернет, как никакое другое информационное пространство, предоставляет возможность пользователю оставаться (в известной степени) анонимным. Однако, как и в любой системе, проблема идентификации пользователя должна быть решена. Поэтому пользователю предоставлено полное право выбирать себе имя (имена) по собственному усмотрению и создавать, в ходе работы, свой неповторимый виртуальный образ, соответствующий имени. Этот образ будет восприниматься другими пользователями как исходная данность, в то время как они прекрасно осведомлены о возможном несоответствии сконструированного виртуального образа реальному лицу, создавшему его. Так, например, никто не может воспрепятствовать представиться незримому собеседнику, находящемуся (возможно) на другом конце планеты, другим именем, возрастом, полом, представить иные профессиональные и социальные детали, совокупность которых сформирует совершенно далекий от действительности виртуальный образ. Образ, как это свойственно образам литературных героев, начинает жить и развиваться, преломляясь через сознание воспринимающих его лиц. Существенное отличие данного образа от литературного или театрального, создаваемого актером на сцене - его принципиально неограниченная протяженность во времени, динамичность, незавершенность.
Манящей привлекательностью данного процесса является ничем не ограниченная возможность творческого самовыражения, самоконструирования, не требующая притом существенных затрат каких-либо ресурсов. Легкость полного перевоплощения чарующе мила. Возможность отождествлять себя (временно или постоянно, в контакте со всей интернет-аудиторией либо с ее определенной частью) с определенным образом дает возможность безграничного самовыражения и реализации своих самых сокровенных фантазий.
Последний раз редактировалось: Neformal (24th Октябрь 2019, 07:49), всего редактировалось 1 раз(а)