С.Ю. Поройков https://www.proza.ru/avtor/sporoykovmail
Научный журнал "Метафизика" (рецензируется ВАК), №2(8), 2013, С. 137-152
АННОТАЦИЯ:
Работа посвящена анализу представлений Платона об образовании и устройстве мироздания. Проведено сравнение космологических построений Платона с другими древними космологиями: библейской, буддийской, даосской. Показано, что основным положениям космологического учения Платона могут быть даны интерпретации с позиции современных научных концепций, и на этой основе построена соответствующая модель.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Вселенная, космология, измерение, пространство-время, размерность, метрика, многомерие, сингулярность
Образование Вселенной
Процесс образования Вселенной описан Платоном в «Тимее». По мнению философа, до появления Вселенной не было как такового пространства, времени и каких-либо вещей – все это содержалось лишь в «замысле вечносущего бога» [1, с. 474]. Подобные представления древнегреческого философа перекликаются с библейскими, согласно которым земля и небеса были сотворены в соответствии с замыслом Творца «из ничего» (2 Мак. 7:28). Для сравнения, согласно буддийской космологии в основе всего лежит пустота (шуньята). Сходных представлений о «великой пустоте» дао придерживается даосизм (Дао дэ Цзин, 4). Подобные воззрения согласуются с современными представлениями о том, что Вселенная образовалась из точки сингулярности. При этом материя возникает вместе с пространством-временем.
Введя понятие первообраза, в соответствии с которым все образуется, Платон определяет его как единую сущность, причину творения. Творимая Вселенная изначально не обладает подлинным бытием, а существует лишь в «потенции» [1, с. 469]. Для сравнения, под изначальной пустотой в буддизме понимается неопределенное состояние, на грани бытия и небытия. Также дао согласно Лао-цзы «неясно и туманно» (Дао дэ Цзин, 14). У позднейших даосов дао трактуется как «чистое небытие» [2, с. 9]. Подобные представления согласуются с принципом неопределенности, допускающим существование виртуальной реальности.
Сотворенный космос согласно Платону обладает лишь «подобием вечности», поскольку все рожденное подвержено «распаду». Подлинную «вечность» философ соотносит с первообразом, в соответствии с которым все творится [1, с. 477]. Концепция периодически рождающейся и уничтожаемой Вселенной характерна для философско-религиозных систем того времени. Так, древнегреческий философ Гераклит полагал, что Вселенная периодически уничтожается в мировом пожаре, после чего снова возрождается. В буддийской космологии Вселенная периодически обращается в пустоту. Согласно даосам мир рождается дао из хаоса, и вновь возвращается к своему истоку – дао (Дао дэ Цзин, 25). Также Библия содержит свидетельство, что в конце времен земля и небеса «разрушатся», а «стихии растают» (2 Петр. 3:10-12). В качестве отправной точки, от которой все исходит, и к ней же возвращается, предстает Бог – «Альфа и Омега, начало и конец» (От. 1:8). Подобные взгляды соответствуют модели периодической Вселенной.
По утверждению Платона появлению «трехмерного» пространства предшествовала двумерная «простая плоскость без глубины» [1, с. 472]. Указание на последовательное увеличение размерности пространства от одномерного до трехмерного присутствует и в даосизме. Так, дао «подобно нескончаемой нити» (Дао дэ Цзин, 6), простейшей одномерной структуре:
«Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа» (Дао дэ Цзин, 42).
Для сравнения, существование структур с малым числом размерностей предсказывает теория суперструн, согласно которой в основе вещества лежат протяженные одномерные объекты – струны. Концепция бран (мембран) в качестве базового объекта рассматривает плоскости.
Вселенная согласно Платону создана демиургом из противоположных начал: тождественного его собственной природе, «что неделимо», а также иного, «претерпевающего разделение в телах» [1, с. 475]. С позиции современной физики к «делимому» можно отнести дискретные частицы, а к «неделимому» – поля. Подобному делению отвечает принцип корпускулярно-волнового дуализма.
Помимо двух упомянутых начал Платон указывает на третье, «причастное природе тождественного и природе иного». Для сравнения, помимо частиц и полей в физике также рассматривается третья фундаментальная категория – пространство-время. На трех данных категориях основываются основные физические парадигмы. При этом с пространством-временем соотносятся как частицы, представимые в качестве искривлений пространства-времени, так и поля [3, с. 24]. Иными словами, пространство-время «причастно» природе частиц и полей. Соответственно, с платоновскими «тремя началами», лежащими в основе мироздания, соотносимы три физические категории: частицы, поля и пространство-время.
Рассматривая соотношение между материальным и идеальным, Платон выделяет три начала: тело (материальное), ум (идеальное), а также связующую их душу, занимающую промежуточное положение: «ум в душе, а душа в теле» [1, с. 471]. Подобное деление также находит свое соответствие в соотношениях между упомянутыми выше тремя фундаментальными физическими категориями [3, с. 473].
Платон делит Вселенную на небо и землю, именуя видимый мир «телом космоса», а невидимое небо – «душой космоса». Также в Библии сказано, что в начале творятся земля и небо (Быт. 1:1). Согласно даосам все существующее рождается из единого дао, разделяясь на два противоположных начала – инь и ян (Дао дэ Цзин, 42). Еще Гераклит, один из основоположников диалектики, полагал, что все возникает из противоположностей и познается через них. В этом смысле концепции творения неба и земли из ничего соответствует та известная идея, что сумма двух противоположных величин в сумме равна нулю.
Согласно Платону видимый мир представляет собой проекцию более всеобъемлющей реальности. В его трактате «Государство» приведена известная аллегория пещеры. Жители пещеры полагают, что благодаря своим органам чувств они познают истинную реальность. Однако то, что они способны видеть – лишь проекции истинного мира, подобно теням на стенах пещеры, которые отбрасывают их фигуры в свете огня. Заметим, что, постулировав существование мира идей, философ фактически заложил основы современной концепции многомерия.
Интересно, что платоновское «тело космоса» по описанию напоминает черную дыру, горизонт событий которой ничто не может преодолеть:
«Ничто не выходило за его пределы и не входило в него откуда бы то ни было» [1, с. 473].
По Платону «душа космоса» и «тело космоса» рождаются из единого целого, являющегося слиянием «трех начал». При этом каждую из этих двух сфер философ соотносит с вращающимся «кругом»:
«Рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения. После этого он принудил их единообразно и в одном и том же месте двигаться по кругу, причем сделал один из кругов внешним, а другой – внутренним» [1, с. 475].
Две вращающиеся окружности, расположенные в перпендикулярных плоскостях, образуют фигуру наподобие знака бесконечности ;. Для сравнения, описание структуры из движущихся перекрещенных колец встречается и в Библии (Иез. 1:16-20). У Платона «внутренний» круг символизирует земной мир, а «внешний» – небо, так что двумерные окружности обозначают трехмерные сферы. По существу, Платон пытается передать образ многомерной структуры, состоящей из двух сопряженных торов. Так, при переходе от двумерия к трехмерию кольцеобразная сингулярность перестраивается в тор [4, сс. с. 61-76]. Фигура тора иллюстрирует и платоновскую идею связанности неба и земли световой сферой [1, с. 644].
Рассмотренное платоновское описание можно интерпретировать как модель мироздания, включающую две Вселенные, находящиеся за горизонтами событий друг друга. Круги соотносимы с первичными сингулярностями. Два сопряженных тора соответствуют системе из двух вращающихся черных дыр, расположенных в ортогональных пространствах. Число пространственных координат в подобной системе равно шести. Действительно, Платон говорит о существовании «шести родов движения», помимо вращения, что соответствует шестимерной размерности пространства [1, с. 474]. Два подобных ортогональных пространства рассматривались физиками, в частности, О.Д. Бартини [5, с. 862].
Платон рассматривает процесс эволюции Вселенной до момента возникновения в ней человека [1, с. 539]. При этом платоновское «тело космоса» по строению подобно телу человека. Подобная идея в целом свойственна древнегреческой философии, где человек – микрокосмос, и подобен макрокосмосу – всей Вселенной. Известная научная проблематика, связанная с появлением во Вселенной человека, формулируется в качестве антропного принципа. Так, законы природы и мировые физические константы таковы, что во Вселенной возникла разумная жизнь. Стало возможно появление человека, способного не только эту Вселенную наблюдать, но и постигать законы природы, в соответствии с которыми она развивается.
фото автора
Последний раз редактировалось: Neformal (24th Сентябрь 2019, 07:41), всего редактировалось 3 раз(а)